- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  БОРИС БРЕГВАДЗЕ. ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ  
 
 

(автор Дмитрий Ягодкин)

Балетный мир отмечает юбилей народного артиста России, профессора Бориса Яковлевича Брегвадзе - выдающегося танцовщика и балетмейстера, известнейшего педагога.
Борис Брегвадзе, ведущий классический танцовщик Мариинского (Кировского) театра, великолепно владел дуэтным танцем, обладал живым общением с партнёршей, умением создавать сценический ансамбль. Его педагогическая деятельность чрезвычайно плодотворна и постоянно радует своими воспитанниками. Поздравляем Бориса Яковлевича, члена редколлегии журнала "Ballet Art", c 85-летием, желаем дальнейших творческих успехов, крепкого здоровья и долголетия.
Ниже публикуем статью московского критика, подготовленную специально для нашего журнала.

Борис Яковлевич Брегвадзе на уроке классического танца

 

14 марта 1949 года в Театре им. С. М. Кирова состоялась премьера, пожалуй, единственного за всю историю петербургского балета спектакля, посвященного Петербургу, - "Медный всадник" по одноимённой поэме А. С. Пушкина на музыку Р. Глиэра. Балетмейстер Ростислав Захаров сделал подарок городу и театру. Постановка была приурочена к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, но она совпала по времени и с другим важнейшим событием, 250-летием города на Неве.
На премьере в партии главного героя Евгения выступил Константин Сергеев. 25 марта состоялся второй спектакль. В партии Евгения выступил молодой солист Борис Брегвадзе, танцующий лишь четвёртый сезон в труппе. Сергеев прошел весь репетиционный цикл, на него партия и создавалась. Брегвадзе выучил роль всего за три дня, чтоб заменить внезапно заболевшего исполнителя второго состава. Однако успех был настолько необычайным, что зрители были до глубины души потрясены сценами "Медного всадника" с участием Бориса Брегвадзе.
"Когда говорят: "Второй состав спектакля", мне хочется поправить: "Не второй, а другой состав!..", - писал рецензент, - Градации "первый, второй, третий" напоминают о неравноценном качестве сортов продукции. Применимо ли это к неисчерпаемому актёрскому богатству ленинградского балета, еще раз доказанному спектаклем "Медный всадник" 25 марта?"
"Выступление Брегвадзе в роли Евгения - сюрприз не только для зрителя, но, кажется, и для самого Брегвадзе, так как имени его нет ни в афише, ни в сводной программе ленинградских театров", - сообщалось в рецензии. "Труднейшая роль, кроме квалификации солиста, требующая высокого актёрского мастерства, казалась неодолимой для молодого артиста, впервые и внезапно столкнувшегося с нею. В первой сцене с Парашей Брегвадзе, действительно, слегка растерян, неуверен, не совсем в контакте с партнёршей. Но уже в объяснении с Парашей - искренность, непосредственность, молодое обаяние счастливой любви Евгения подкупают зрителя. Хорош Евгений-Брегвадзе и в танце - широком, свободном, эмоционально окрашенном и очень музыкальном. В хорошем, напряженном тоне идёт сцена в доме Евгения. В картине наводнения (реализм, который делает танец неуместным) Брегвадзе добивается удивительного по силе впечатления. Взволнованность, тревога за Парашу, отчаяние, превосходно выраженные темпом и порывистостью танца, позволяют сравнивать его исполнение с законченным, блестящим мастерством
Сергеева".
"Очень рельефно сделана сцена сумасшествия: Евгений входит во двор, не узнавая его", - продолжал рецензент. Исполнение Борисом Брегвадзе главной мужской партии свидетельствовало о нём как о большом актёре. "В диалоге с Парашей у Брегвадзе-Евгения всегда есть единство. Он всегда смотрит в глаза партнёрши, в них всегда есть правда. Его моментальная реакция так искренна, что не может не передаваться зрителям. Он находчив и почти никогда не повторяется. Его внутренняя убеждённость оправдывает любое сценическое положение", - писала Татьяна Вечеслова тогда же в 1949 году.
Примечательно, что Борис Брегвадзе стал одним из первых, кто поднял вопрос о необходимости балетного журнала. "Очень жаль, - писал он в канун Нового 1959 года, - что мы, деятели балетного искусства, до сего времени не имеем своего специального журнала. В нём широко освещалась бы жизнь балетных театров, печатались информации, проводились дискуссии и поднимались важные вопросы хореографического мастерства".
Иной раз, говоря о тех или иных выдающихся мастерах, хочется лишь из величайшего к ним пиетета пройти молчанием об их учениках. Но только не тогда, когда речь идёт об учениках Бориса Брегвадзе. Его ученики продолжают великие традиции по самым высоким критериям.
Как-то Майя Плисецкая, вспоминая на телевидении об Агриппине Вагановой, отмечала, что было совершенно неважно, с какими ученицами работала Ваганова: с данными или без данных, с красивой формой ног или нет. Они выходили из класса Вагановой, прежде всего, грамотными профессионалами. То же можно сказать и об учениках Бориса Брегвадзе. В связи с этим вспоминается, как в 1983 году из Московского хореографического училища (ныне Академии хореографии) отчислили одного учащегося шестого класса. Когда его московского педагога спросили что представлял собой этот ученик, тот ответил: "посредственный... на троечку". "Посредственный, на троечку" ученик в тот же год попал в Ленинградское училище в класс Брегвадзе. По окончании школы он танцевал ведущие классические партии в разных балетных труппах и даже снялся в телебалете. Приведённый пример свидетельствует, что Борис Брегвадзе обладает способностью "делать" танцовщиков даже из "материала", данными отнюдь не блещущего. Что уж тогда говорить об одарённых учениках.
Было время, когда училище выпускало в год по одному мужскому классу. Все потенциальные "звёзды" поочередно оказывались у одного педагога, делая ему имя. Такая практика ушла в прошлое. Но когда классы параллельно ведут несколько педагогов - в этом есть элемент лотереи: попадёт к тебе очередная потенциальная "звезда" или нет. К сожалению, многие из тех, кого в 1980-1990-х называли "Stars of the Kirov" в школе учились не у Брегвадзе.
В 2000-х годах ситуация изменилась. Почти все самые сильные танцовщики в Мариинской труппе последних лет - ученики Брегвадзе. Впрочем, так можно было написать еще некоторое время назад. Владимир Шишов ныне работает за границей, а Михаил Лобухин перешел в Москву.
Хочется надеяться, что из класса Брегвадзе выйдут еще не менее яркие индивидуальности.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров