|
|
На фестивале "Мариинский" театр представил свои всемирно
известные классические шедевры, составляющие его золотой фонд и
являющиеся национальным достоянием России и всей мировой культуры:
"Лебединое озеро", "Спящую красавицу" М. Петипа
в редакции К. Сергеева и "Баядерку" М. Петипа в редакции
В. Чабукиани. Это вызвало большую радость не только постоянной публики
Маринки, но также иностранных гостей фестиваля. Ведь практически
всегда, едва вступив на петербургскую землю, они спрашивают: А у
вас есть сегодня "Лебединое озеро"? Этот балет практически
стал составной частью образа России, этот шедевр живёт давно и будет
жить вечно. И в его жизни во времени приходят новые исполнители,
живущие его эмоциями в ауре сегодняшнего дня. Безусловно, они привносят
в свой танец новые элементы техники и стилистики, созвучные своему
времени. Так, "Лебединое озеро" было блестяще представлено
Светланой Захаровой и Андреем Уваровым (Большой театр, Москва),
одновременно участниками программы фестиваля - "Хореографические
дуэты".
Хореографический дуэт - явление очень сложное. В хорошем дуэте индивидуальности
исполнителей должны удачно взаимодействовать друг с другом. Это
может быть осуществлено по принципу гармоничного сходства индивидуальностей
актёров или по интересному контрасту их артистической природы.
В истории отечественного балета Мариинский театр знает легендарные
дуэты: Уланова-Сергеев, Вечеслова-Чабукиани, Дудинская-Чабукиани,
Дудинская-Сергеев. Некоторые из этих корифеев балета в этом году
"отметили" свой 100-летний юбилей. Мариинский театр посвятил
им отдельные вечера и представил хорошо подготовленные тематические
выставки.
Старинная и вечно юная "Жизель" была посвящена памяти
Татьяны Вечесловой. И в качестве преемников спектакля предстал замечательный
молодой дуэт - Наталия Осипова (Большой театр, Москва) и Леонид
Сарафанов (Мариинский театр). Молодые звёзды балета уже снискали
себе славу своим виртуозным летящим танцем. Лёгкая, неслышно скользящая
в воздушной стихии, Осипова была трогательна, порывиста и неистова
в своей любви. Блистательный дуэт составил с ней Сарафанов, артистическая
виртуозность которого является поистине уникальным талантом.
В балете "Баядерка" в знаменитой редакции Чабукиани, посвящённом
его столетию, блистала Виктория Терёшкина, обладающая на редкость
виртуозной техникой. Её эмоциональная и романтическая Никия была
порывиста и трепетна во время встречи с Солором и трагически отчаянная
в танце со змеёй, где её протяжённые арабески выпевали безутешную
мелодию скорби. В последнем же акте она мелькает подобно тени, держась
за шарф как за Млечный путь, неслышно прикасается к Солору, как
будто стараясь утешить его. В знаменитой финальной диагонали она
проносится по сцене подобно головокружительному белому смерчу. Замечательный
дуэт с ней составил выступивший в партии Солора Игорь Зеленский
(ученик В.Чабукиани), превосходный танцовщик и многоплановый актёр.
Он покорил публику своим мастерством и мудростью трактовки сложной
романтической роли.
В исторически ценной редакции "Спящей красавице" К. Сергеева
выступили Алина Сомова (Мариинский театр) и Дэвид Холберг (Американский
театр балета), составившие вместе интересный гармоничный дуэт. Лучезарная
Аврора Алины Сомовой уже хорошо известна любителям балета и каждая
встреча с ней доставляет большую радость. Американский же танцовщик,
обладающий хорошими танцевальными данными, благородной внешностью
и виртуозным мастерством, предстал как истинный артист стиля dance
noble с ощущением духа эпохи минувшей и эпохи современной, а также
атмосферы старинной сказки Перро с её ценной исторической позолотой.
Добавим, что немного позже уже после фестиваля Дэвид Холберг был
удостоен в Москве международной премии "Benois de la danse".
Знаменитые зарубежные гости театра, звёзды мирового балета, выступали
вместе со звёздами Мариинского театра, составляя друг с другом прекрасные
импровизационные дуэты, или же "самостоятельные хореографические
картинки".
В балете "Рубины" Д. Баланчина Элен Буше выступила с элегантным
и выразительным Андрианом Фадеевым. Блистательная прима Гамбургского
балета была вскоре также удостоена в Москве международной премии
"Benois de la danse". "Grand pas classique"
Д. Обера исполнили Олеся Новикова и Леонид Сарафанов, уже составляющие
постоянный гармоничный дуэт. Большой интерес публики вызвал выразительный,
эмоциональный хореографически очень сложный дуэт - адажио из балета
"Пруст, или Перебои сердца" (музыка Габриэла Форэ, хореография
Ролана Пети) в исполнении Дэвида Холберга и Дениса Матвиенко. Снова
порадовала любителей балета Ульяна Лопаткина в элегантном и зажигательном
"Танго" (музыка Астора Пьяццолы, хореография Николая Андросова),
уже полюбившемся публике и ставшем современной классикой.
И много, много самых тёплых слов и похвал хочется выразить в адрес
уникальной балерины Алины Кожакару (Королевский оперный театр Ковент-Гарден)
и прекрасного танцовщика Мартина Ведэла Якобсена (Бежар-балет, Лозанна)
в исполнении которых фрагмент "Порывы" из балета "Потерянная
история" (музыка Сергея Прокофьева, хореография Кима Брэндстропа)
воспринимался как активная зримая симфония.
|
|