- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЁНОВА  
 
 

(автор Дмитрий Ягодкин)

В 1980 году отмечалось 70-летие со дня рождения Галины Улановой. Центральные газеты посвятили этому событию целые полосы (правда, одна из них всё же имела заголовок "Погасите лампаду").
Через два года наступила другая дата - 75-летие Марины Семёновой. Событие это прошло, по сути, незамеченным. Разве что 26-летней артистке, с которой Семёнова работала как педагог и репетитор, присудили звание народной артистки РСФСР. Для сравнения, самой Марине Семёновой народную РСФСР присудили в 1951 году (в год присуждения Галине Улановой звания народной СССР). Народную СССР Семёнова получила лишь в 1975 году. А звание Героя Социалистического труда - только в 1988-м. (Напомним, что Ирина Колпакова этого звания удостоилась пятью годами ранее). Но что, в конце концов, звания в сравнении с признанием в глазах подлинных знатоков и ценителей! Семёнова была, пожалуй, единственной (оставляя за скобками лишь одну Анну Павлову) к кому в полной мере применим эпитет Божественная. Одно только упоминание: "А Семёнова?" способно привести счастливых очевидцев в какой-то (выражаясь словами Ф. М. Достоевского) экзальтированный восторг.
Даже в Москве она оставалась петербургской балериной. Она и в последние годы работы показывала port de bras, как на фотографиях балерин XIX века.
...Принято противопоставлять академические каноны, привнесённые Агриппиной Вагановой, тем, что существовали раньше. Думается, резкого скачка тут всё же не было. Новизна Семёновой проявлялась в другом. В том, что она создала новые исполнительские каноны партий Никии, Одетты и Авроры. После Семёновой стало невозможно танцевать Никию, Одетту, Аврору так как будто бы не было Никии, Одетты и Авроры Семёновой.
На протяжении всей истории "Лебединого озера" Одетта Семёновой, пожалуй, самая русская.
В партии Одетты она, пожалуй, в полной мере воплощала вагановскую школу, взявшую от старой петербургской школы изысканность в постановке кистей, но привнесшую в неё широту и патетичность port de bras. Вагановой Семёнова обязана всем. Ваганова была для Семёновой самым что ни на есть кумиром. Когда мы спросили Марину Тимофеевну, помнит ли она "Лебединое" до перестановки его Вагановой, Марина Тимофеевна со свойственным ей юмором ответила: "Интересно, как это я могу помнить то, что было до Вагановой". И в этом была вся Семёнова.
Лебедь Семёновой - великое, бесценное достояние советского балета. И это великое, бесценное почему-то не зафиксировали на плёнку целиком (только ключевые моменты роли - Белое адажио, вариацию Одетты, сцены заключительного акта). Ведь сняли же, скажем в 1930-х годах фильм "Волга-Волга" с Любовь Орловой в главной роли. А почему нельзя было тогда же сделать экранную версию "Лебединого озера" с Семёновой?
Не сохранилось записей Семёновой в "Баядерке". Правда, зафиксированный на плёнку, концертный номер "Вальс-бостон" в какой-то степени может дать представление и об её Танце со змеёй.
Марине Семёновой выпала честь стать последней исполнительницей одного из самых легендарнейших балетов Мариуса Петипа "Дочь Фараона". Балет в 1926 году фактически уже был снят с репертуара. Ввиду "его малой художественной ценности". Но Главрепертком всё же разрешил одно представление для юбилейного и прощального спектакля (бенефисов в ту пору уже не существовало) Иосифа Кшесинского, брата Матильды Кшесинской. Спектакль прошел 4 апреля 1928 года. Это было последнее представление "Дочери Фараона" в оригинальной постановке Петипа.
Когда еще за несколько лет до реконструкции спектакля Пьером Лакоттом мы задали Марине Тимофеевне вопрос, не помнит ли она что-нибудь из старого спектакля, она ответила отрицательно.

..."Видели бы вы как шикарно начинала она "венгерскую" вариацию в "Раймонде". Так могла только одна Семёнова", - рассказывала московская артистка балета старшего поколения.

Но всё же "Баядерка" стала главным балетом в творчестве Семёновой.
Кульминаций образа становилась Тень Никии. Её Тень не была неотальонистской. По теперешним критериям она не обладала столь красивыми линиями ног. Её Тень была пафосной. Таковым было требование времени. Но этот пафос не выходил за строгие рамки канонов петербургской школы. Никия Семёновой стала живым воплощением новой петербургской-лениградской школы.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров