- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  МОЛОДЫЕ ХОРЕОГРАФЫ НА ФЕСТИВАЛЕ "МАРИИНСКИЙ"  
 
 

(авторы Светлана Сливинская, Михаил Иванов)

ПС огромным интересом ждали в рамках фестиваля "Мариинский" вечера молодых хореографов New Generation (Новое поколение) в надежде увидеть хорошие перспективы на будущее хореографической жизни театра в её новых формах, высвечивающихся в ауре сегодняшнего дня, И, можно сказать, надежды оправдались. Публика разных поколений (а в числе зрителей было много молодежи) восторженными аплодисментами встретила работы молодых талантливых хореографов. Поэтому хочется всячески приветствовать инициативу театра в поддержку молодых перспективных авторов.
Юрий Смекалов представил очень интересный одноактный балет "Завод. Болеро" на знаменитую музыку "Болеро" Мориса Равеля. Поражает то, насколько глубоко молодой хореограф почувствовал эту музыку, в которой услышал заложенные в ней математические "индустриальные" ритмы. Будучи утончённым импрессионистом, Равель вместе с тем чётко ощущал современную ему индустриальную эпоху с её грохотом и бьющими по нервам стальными ритмами. Описывая своё путешествие по Рейну, во время которого он вслушивался в разнообразные шумы, голоса сирен, скрежет звуковых диссонансов, гудки, рвущиеся из расположенных на берегу знаменитой реки заводов, композитор восклицал: "Как всё это музыкально!". И Юрий Смекалов почувствовал именно эту грань таланта Равеля, которую за изысканным импрессионизмом Мастера способны ощутить немногие…
Сам Юрий Смекалов родом с Урала - этой таинственной сказочной страны Данилы-мастера. Он, как и знаменитый персонаж Павла Бажова, прекрасно чувствует природу, и творчество его тяготеет к добру и созиданию. Талант Смекалова многогранен и честен, в нём чувствуется Вера. Несомненно, что его творческий потенциал предназначен на длинную дистанцию. Блистательный танцовщик, прекрасно знающий возможности человеческого тела, он виртуозно пользуется этими знаниями и в своём творчестве как хореограф.
Знаменитую музыку Равеля ранее использовали также и другие хореографы, и каждый видел в ней близкие себе образы. У всех на памяти блистательная постановка "Болеро" Мориса Бежара… Кстати, в середине 80-х годов прошлого века на сцене Мариинского театра гастролировала труппа Мориса Бежара, представившая уникальный спектакль "Мальро, или Метаморфозы Богов" о жизни и творчестве Андрэ Мальро, выдающегося писателя, философа, бессменного министра культуры в правительстве Де Голля, который незадолго до своей смерти сказал: "XXI век будет веком Веры, либо его не будет вообще". Многие задумываются над этими словами. И, безусловно, Юрий Смекалов тоже ощущает тревожное состояние современного мира. Сценарный план своего спектакля он составил по книге Протоиерея Григория Дьяченко "Борьба с грехом", взяв в качестве эпиграфа изречение Иоанна Златоуста. Добавим, что здесь ощущаются также и мотивы христианской философии Ф. М. Достоевского.
В центре спектакля - главная тема человечества всех времён - борьба со злом, познание этого зла и стремление побороть его. Главный персонаж - Душа (в блистательном исполнении Виктории Терёшкиной, для которой и поставлен этот балет), которая борется с наваждениями семи грехов и стремится к свету. У каждого персонажа-греха (чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, зависть, леность, гордыня) своя образная и пластическая тема. Они виртуозно варьируют свои экспрессивные соло, взаимодействуют друг с другом, усиливая общую концентрацию зла, и беспощадно искушают душу. Их выразительность и сила возрастает с развитием forte музыкальной темы. Будучи прекрасным знатоком классического танца, Смекалов умеет грамотно инкрустировать его мотивами модерна. Для развития предельной выразительности движения и эмоционального состояния он пригласил специалиста по сурдопереводу Ольгу Парфёнову, которая помогает "слышать" неслышащим. Умея проникать в скрытые для обычных людей глубины человеческой психики, она раздвинула и расширила границы пластики танцовщиков, придала спектаклю дополнительные выразительные краски и способствовала созданию его глубокой и сложной музыкально-пластической полифонии.
Очень выразительна декорация Александра Лециуса, точно ощутившего музыку Равеля. Это своеобразная "лестница в небо". В едином гармоничном замысле всего спектакля - видеографика Юрия Давыдова, художника по свету Камиля Кутыева и художника по костюмам Татьяны Ногиновой. И, конечно же, выше всяких похвал было увлечённое и восторженное исполнение всех партий.
Балет "Simple Things" на музыку Арво Пярта хореографа Эмиля Фаски, эмоционально и философски тоже находится в мейнстриме главных тем как вечности, так и сегодняшнего дня. В сжатой и математически точной формуле он сформулировал своё кредо: "Голос внутри и во вне. Борьба с хаосом и самим собой. Наказание за добро и любовь. Время быстротечно, мир переменчив, а истины вечны". Эти, казалось бы, давно известные "простые вещи" и составляют повседневную жизнь человека, живущего в стихии хаотических эмоций и извечно плывущего между Сциллой и Харибдой. Но человек этот, что бы он не говорил, всегда нуждается в Вере, и в сиянии света в конце тоннеля, который он обречён искать всегда и везде во все времена. Это свет истины, порой воображаемый, который светит ему в темноте… Извечное столкновение и взаимодействие мироздания и человеческого фактора.
Балет поставлен для Екатерины Кондауровой, которая предстала во всём блеске своих прекрасных данных, виртуозной техники и актёрской выразительности в этом трудном современном классическом танце. Необыкновенно интересен её монолог-размышление, в котором присутствует и борьба с собой в вечно переменчивом мире, и столь же вечное стремление к постижению истины. Он полон противоборствующих эмоций и жажды победы вплоть до самопожертвования. Её выразительный сложный дуэт с Максимом Зюзиным пронизан пылкими эмоциями, энергией борьбы и стремлением к свету.
Красноречивы, зовущие к размышлениям, массовые сцены и художественное оформление зрительского образа спектакля (художник по свету Владимир Лукасевич, художник по костюмам Жером Маршан).
Большой, очень красивый и выразительный монолог героини являет собой хорошо оформленный и гармонически законченный фрагмент, который, подобно "хореографической арии", может отдельно исполняться в концертах и стать настоящим хитом современной хореографии. Выступление Екатерины Кондауровой с этим монологом на гала-концерте фестиваля вполне доказывает это предположение.
"Полет ангелов" на музыку Марена Мааре, Джона Тавенера. (Хореография Эдварда Льянга). Хореограф Эдвард Льянг родился на Тайване и прекрасно знает восточный танец и восточную культуру. А "Восток - дело тонкое", часто повторяют сегодня вошедший в поговорку афоризм Сухова из знаменитого фильма "Белое солнце пустыни". И, действительно, Льянг обладает какой-то необычной восточной изысканностью, являющейся важной составной частью его творческой природы. И в то же время Льянг - художник западный. Свою артистическую карьеру он начал в знаменитом театре Нью-Йорк Сити Балле, а затем стал работать по всему миру как танцовщик, а затем и как хореограф. Он участник многих международных конкурсов и лауреат многих премий. А по версии престижного журнала Dance Magazine в 2006 году Льянг вошёл в список 25 лучших танцовщиков мира. Он является прекрасным знатоком классического и современного танца, а его безупречный вкус и хореографический талант служат лучшими гарантами его будущих успехов и надёжных перспектив.
Хореографическое пространство вокруг Льянга постоянно расширяется, теперь в него вошла и Россия. Он был приглашён в Мариинский театр, где поставил балет "Полёт ангелов" для Леонида Сарафанова, который в дуэте со своей супругой Олесей Новиковой блеснул экстраординарной виртуозностью.
Виртуозность Сарафанова - это не просто виртуозность, это особый, уникальный талант танцовщика. И в "Полёте ангелов" казалось, что это артист какого-то особого мира (действительно из сонма ангелов), живёт в воздушном пространстве и касается земли только для того, чтобы, получив питательную силу, взлететь ещё выше. Его прыжки и полеты просто фантастичны. А сам спектакль пронизан атмосферой воздушности, красочной изысканности и почти нереальной мечтательной любви, когда, как говорят, рядом пролетел ангел.
На гала-концерте был представлен балет Эдварда Льянга "Бессмертие в любви" на музыку Филиппа Гласса, поставленный для труппы новосибирского театра, где в главной партии блестяще выступил Игорь Зеленский. С партией главного солиста взаимодействовали три дуэта, темы которых сложно варьировались пластически и эмоционально, подобно потоку "хореографического сознания", что является уже высшим пилотажем мастерства.
Льянг выступил полностью как автор своего спектакля, будучи его хореографом, сценографом и художником по свету. Таким образом, он создал единое гармоничное пространство и настроение своего произведения, основная идея которого заключалась в том, что в любви можно обрести спасение и бессмертие, ибо любовь сильна как смерть... и как сама жизнь...
Идея замечательных костюмов принадлежит Анне Серебряковой. В них изысканным образом сочетаются мотивы воздушного романтического тюника с оптимистическим ярким и в то же время нежным восточным цветовым колоритом.
Хореография Льянга как всегда очень изысканна, виртуозно представлена в тончайших нюансах. Её быстрый летящий темп требует от исполнителей большого мастерства. И таким высоким мастерством порадовала труппа новосибирского театра. Много хороших слов можно сказать в адрес всех исполнителей, особо отметив Анну Жарову, обладающую прекрасной техникой, эмоциональной выразительностью и ярким актёрским талантом.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров