|
|
(О X Международном фестивале балета "Мариинский")
Программа юбилейного фестиваля была составлена компактно и многопланово,
охватив все основные аспекты постановочного и исполнительского искусства.
Это напоминало чётко составленное уравнение с большим количеством
интригующих "неизвестных", которые одно за другим успешно
решались в процессе десятидневной работы фестиваля.
В зале присутствовали российские и зарубежные критики, а также "завсегдатаи"
фестиваля, который вызывает большой интерес в мире.
Своеобразной увертюрой фестиваля стала трансляция в формате 3D из
Концертного зала театра гала-концерта звезд Мариинского балета,
открытого художественным руководителем Мариинского театра Валерием
Гергиевым и выдающейся балериной Майей Плисецкой. Это было важное
и интересное нововведение, ибо, благодаря сотрудничества театра
с компанией General Sateilitte, зрители России и Европы впервые
в истории смогли увидеть объёмное изображение балета в прямом эфире.
На основной сцене театра состоялась премьера балета Родиона Щедрина
"Анна Каренина" в хореографии Алексея Ратманского, которую
можно рассматривать также как своеобразное продолжение фестиваля,
полностью посвященного творчеству Родиона Щедрина, проходящего в
Мариинском театре.
Выразительная, многоплановая музыка балета была написана во второй
половине прошлого века, и его премьера в 1972 году в постановке
Майи Плисецкой состоялась на сцене Большого театра в Москве. Сама
же Майя Михайловна осталась в памяти как уникальная и непревзойдённая
создательница образа Анны. Что же касается балета Алексея Ратманского,
то он был поставлен первоначально в Копенгагене в 2004 году, оттуда
шагнул на сцены других европейских театров, получив престижную премию
Benois de la Danse, и из Варшавы вместе с декорациями прибыл на
сцену Мариинского театра. И, конечно же, приспосабливая спектакль
к другой сцене и другой художественной ауре, Ратманский внёс в него
новые нюансы, обеспечивая возможность спектаклю более глубоко вдохнуть
в себя петербургскую атмосферу.
Балет поставлен в современной манере с применением в оформлении
кинематографического приема проекции на экране (заднике сцены) изображения
декораций и монтажа. Этот приём нередко используют современные постановщики,
поскольку он позволяет быстро чередовать и монтировать в разных
ракурсах мизансцены, вариации, дуэты и массовые сцены. Быстро меняющиеся
фотоизображения (к сожалению, не всегда удачные) и несложные декорации,
означающие характер и место действия, обеспечивают непрерывный,
бесперебойный ход и ритм спектакля (художники: Микаэль Мельбю, Веледэл
Харрингтон и Йорн Мелим).
В заглавной роли Анны выступили Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина,
актрисы совершенно разного характера, пластических и актёрских данных,
обладающие каждая своей экстраординарной индивидуальностью, замечательным
талантом и обширной многоцветной палитрой танцевальных и эмоциональных
красок.
Танцевально виртуозны и актёрски убедительны в партии Алексея Вронского
были Константин Зверев и Юрий Смекалов. И хотелось бы также подчеркнуть,
что очень удачными и гармоничными стали хореографические дуэты:
У.Лопаткина-Ю.Смекалов, Д.Вишнева-К.Зверев.
"Кармен-сюита" - это тоже своеобразный подарок Мариинскому
театру от Майи Плисецкой и Родиона Щедрина. Спектакль этот, премьерный
для Маринки, по существу имеет уже долгую и счастливую жизнь. Он
выдержал испытание временем, самым строгим судьёй, уже стал современной
классикой и вошёл в хореографическое наследство. Такое случается
только с лучшими образцами искусства. Балет был создан замечательным
хореографом Альберто Алонсо в конце 60-х годов для Майи Плисецкой,
восхитительной и экстравагантной Кармен. Сегодня Майя Михайловна,
которой по праву принадлежит эта роль, дарит её другим исполнительницам.
И Альберто Алонсо, в свою очередь, тоже вносит в него свои редакционные
штрихи, как он это сделал для Светланы Захаровой. На мариинской
премьере партию Кармен исполнила Ульяна Лопаткина, предложившая
свою неординарную трактовку роли,
которая прекрасно сочеталась с её данными. Её исполнение отличалось
чёткой графической экспрессией, внешней сдержанностью, в которой
просматривались внутренне напряжённые моменты эмоционального "оцепенения",
гордое сознание своей обречённости и полного смирения с неотвратимой
Судьбой.
Сейчас в эту роль входят другие исполнительницы (на гала-концерте
её танцевала Ирма Ниорадзе). И с большим удовлетворением можно сказать,
что спектаклю обеспечена успешная жизнь на сцене Мариинского театра.
Равно, как и музыка Родиона Щедрина вызывающая вдохновение и других
хореографов. В частности, в оригинальном спектакле Никиты Долгушина
она была воплощена пластически зрелищно, эмоционально виртуозно
и философски мудро.
|
|