- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК ИСКУССТВ
Десятый международный зимний фестиваль "Площадь искусств"
 
 
 

(авторы Светлана Сливинская и Михаил Иванов)

№ 1 (32) 2010 - ФЕСТИВАЛИ

Знаменитый зимний праздник искусств, проходящий в самом центре Петербурга и всегда отмеченный отличным вкусом и высоким аристократизмом, в конце минувшего года отмечал свой десятилетний юбилей и был посвящён 150-летию со дня основания А. Г. Рубинштейном "Русского музыкального общества". По этому случаю в галерее Большого зала Филармонии им. Д. Д. Шостаковича была устроена ценная выставка из коллекций старинной филармонической музыкальной библиотеки.
Атмосфера вокруг фестиваля, ставшего важным культурным событием города, дышала праздником. В предрождественские дни заснеженный Петербург, таинственно мерцающий в сумеречном мираже, напоминал царство Снежной Королевы. Площадь искусств (Михайловская) с её историческими архитектурными шедеврами и Grand Hotel Europe, куда со всего мира съезжались гости города и погружались в магическую атмосферу зимней сказки.
Празднуя своё десятилетие, фестиваль подводил своеобразные итоги своих прошлых программ, эхо которых до сих пор отзывается в ауре Петербурга.
Десятый фестиваль под художественным руководством легендарного Юрия Темирканова, стремившегося придать ему настоящий петербургский стиль, предложил уникальную программу, в которой был представлен парад оркестров под управлением выдающихся дирижеров и при участии звёздных исполнителей. То были семь лучших оркестров России; два симфонических коллектива Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, оркестр Мариинского театра, Уральский академический филармонический оркестр и московские оркестры: Российский национальный, "Новая Россия", "Виртуозы Москвы". Фестиваль открыл Санкт-Петербургский академический симфонический оркестр филармонии, исполнивший под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Юрия Темирканова программу из произведений Сергея Рахманинова. Исполнение выдающимся Маэстро "Симфонических танцев" было преисполнено глубокой страсти, философских раздумий, восхищённого уважения, утончённой интеллигентности. Истинное чародейство Маэстро ощущалось в живописном, сумеречно-лиловом звучании оркестра, что сразу вызывало в памяти хорошо известную любовь Рахманинова к сирени. И действительно, как таинственно и как романтично звучит его музыка в Петербурге и как она идёт этому городу!
Темирканов любит открывать таланты и в своём концерте он представил замечательного американского пианиста Гаррика Ольссона, впервые выступавшего в России , который блистательно исполнил Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова. Не будет преувеличением сказать, что этот труднейший, буквально культовый концерт, являющийся мечтой многих пианистов был сыгран с самозабвенным совершенством, и вместе с тончайшей нюансировкой звука, проявленной пианистом, восхищала также завораживающе виртуозная синхронность с оркестром.
Победитель в 1970 году международного шопеновского конкурса в Варшаве, Ольссон выступает в лучших концертных залах всей планеты. В изысканном Малом зале филармонии он предложил программу из произведений Бетховена, Листа, Шопена и Скрябина, ещё раз покорив слушателей своей виртуозностью, красочной музыкальной палитрой, эмоциональностью, чуткостью и лиризмом.
Своё второе выступление Маэстро Темирканов посвятил музыке Сергея Прокофьева. Прозвучал вальс из оперы "Война и мир" и фрагменты из балета "Золушка", в которых замечательный музыкант передал ощущение светлой лирики, доброй надежды, "хрустальной" мечты, вечной мудрости и стремления человека к вершинам света. Прозвучавшие "свежо и юно", эти произведения проливали благостный бальзам на души уставших людей, вселяли в них надежду и желание мечтать. В этом светлом музыкальном действе Вадим Репин, давний музыкальный друг Петербурга и его творческих сезонов всех времён года, блестяще и празднично исполнил Второй скрипичный концерт Прокофьева. На глазах Петербурга стартовал, вырос, возмужал и достиг высот большого мастерства этот вундеркинд-бриллиант, который сегодня предстал как один из лучших музыкантов мира.
С заслуженным коллективом России выступил также талантливый дирижёр Николай Алексеев. Создав отличный, воистину мощный и виртуозный ансамбль с оперным хором Михайловского театра, хором студентов Санкт-Петербургской консерватории и солистами Жанной Домбровской, Наталией Евстафьевой, Станиславом Леонтьевым и Денисом Седовым, он представил на суд публики легендарную
Девятую симфонию Бетховена, явившую в его исполнении своеобразный образ "звучащей Вселенной", в которой были гармония и противоборство всех сил мироздания: страсти, хаоса и разума. В ней слышны сила и слабость, любовь и отчаяние. Симфония прозвучала ярко, монументально, патетично, нервно и тревожно, в ней ощущался душевный надрыв, который художник стремится преодолеть во имя торжества жизни.
Александр Дмитриев, художественный руководитель и главный дирижер академического симфонического оркестра филармонии, вместе с возглавляемым им прекрасным коллективом, исполнил вальсы Мориса Равеля и его хореографическую поэму. Тонкое, изящное, замысловато-плетённое кружево произведений великого французского музыкального импрессиониста в трактовке А. Дмитриева услаждало слух красотой, изысканностью, элегантностью и благородно сдерживаемой эмоциональностью. В концерте выступил также молодой талантливый виолончелист Леонард Эльшенбройх (Германия) с исполнением виолончельного концерта Антонина Дворжака. Игре молодого музыканта свойственно замечательное чувство формы, красивое звучание инструмента, эмоциональность и высокая культура исполнения.
С большим интересом ожидалось выступление оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Заведомо большое внимание привлекала программа, состоящая из двух симфоний Петра Чайковского. В атмосфере праздника "зимних грёз" первая симфония Чайковского под этим названием прозвучала как зимняя сказка, как задумчивые размышления о красоте. Действительно, в своём таинственном звуковом мерцании музыка казалась пронизанной снежными миражами, морозными узорами, и грёзами, в которые вкрадывалась тревога и стремление рассеять её. В ней звучало задумчивое созерцание северных красот и ирреальность зимней фантасмагории Петербурга. Изящным и в то же время восторженным праздничным светом была наполнена Пятая симфония Чайковского. Богатая звуковая палитра живописала бесчисленным количеством эмоциональных оттенков, все части симфонии в особенности блистательный вальс, возносивший к чарующим восторгам самозабвенный праздник души.
Желанным гостем фестиваля стал Уральский академический филармонический оркестр из Екатеринбурга, отличающийся высоким уровнем ансамблевой слаженности. Его художественный руководитель и главный дирижер Дмитрий Лисс вдохновенно исполнил симфонию "Манфред" П. Чайковского, в которой слышались мотивы уральских гор и переливы драгоценных камней благодатной родины П. Чайковского. Выступивший с оркестром прекрасный пианист Борис Березовский эмоционально ярко и философски виртуозно исполнил сложный Второй фортепианный концерт П. Чайковского. Хотелось бы сказать много слов благодарности уральским музыкантам за их самозабвенную любовь к музыке своего великого земляка. Борис Березовский выступил также с сольным концертом в Малом зале филармонии, где сыграл "Гольдбергские вариации" Баха и "Ludus tonalis", имевшие восторженный приём у публики.
И настоящим музыкальным пиршеством стало выступление московских коллективов. Как дирижер и солист выступил с государственным симфоническим оркестром "Новая Россия" Юрий Башмет. Искусство этого виртуозного, утончённого музыканта, магически владеющим оркестром и под пальцами которого альт поёт как душа Вселенной, давно любимо меломанами Петербурга. На сей раз Башмет порадовал их Пятой симфонией Бетховена, прозвучавшей патетично, гордо, живописно с элементами надлома и упорной бетховенской волей к победе вопреки всем противостоящим силам мироздания.
Симфония Гектора Берлиоза "Гарольд в Италии" с солирующим альтом была преисполнена порывистой романтики, восторгов и отрешённости, сумеречности и ярких световых бликов, сильных эмоциональных контрастов и стремлений к гармонии душевного состояния.
"Виртуозы Москвы" под руководством солнечного, благожелательного, высокоодарённого музыканта Владимира Спивакова, каждая встреча с искусством которого всегда вселяет в душу надежду вопреки всем неблагоприятным противоречиям нынешнего времени, не обманули ожидания и на этот раз. Виртуозно, красочно, музыкально образно, прозвучали в его исполнении симфонии Гайдна № 85 и № 45 ("Прощальная"). Однако, последняя знаменитая симфония таила в себе глубоко завуалированную и очень желанную надежду на новые встречи. Очень музыкально прозвучал в исполнении Алексея Уткина (гобой) концерт Моцарта для гобоя с оркестром. Истинное удовольствие доставила слушателям обладающая красивым выразительным голосом певица Анна Аглатова, исполнившая арии Моцарта для сопрано с оркестром.
Закрывал фестиваль Российский национальный оркестр, который под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Михаила Плетнёва эмоционально и проникновенно сыграл Шестую симфонию Александра Глазунова (которую чисто символически хотелось бы назвать Петербургской, настолько она прозвучала в стиле этого города).
И буквально под "заснеженный" занавес Михаил Плетнев представил созданную им сюиту из балета "Лебединое озеро" П. Чайковского, являющегося своеобразным пластическим символом Петербурга, и эта его работа может рассматриваться как ностальгический прощальный аккорд блистательного зимнего фестиваля искусств и как эмоциональный подарок городу.
Значительным событием стал Рождественский концерт в Малом зале филармонии "Иосиф Бродский". Рождественские стихи" в исполнении чтеца Владимира Кошевого. В качестве музыкального сопровождения выступил струнный квартет "Невская классика". В концерте были также использованы костюмы Валентина Юдашкина.
В Михайловском театре прошла опера Р. Леонкавалло "Паяцы" в постановке знаменитого режиссера Лилианы Кавани, а также балет "Павана мавра", замечательный хореографический квартет Хосе Лимона по мотивам трагедии Шекспира "Отелло" на музыку Генри Перселла, где в роли Отелло выступил выдающийся танцовщик Фарух Рузиматов.
В рамках фестиваля Театр музыкальной комедии овеял площадь Искусств прелестными звуками знаменитой оперетты Оффенбаха "Парижская жизнь", постановка которой на сцене театра была осуществлена совместно с Будапештским театром оперетты.
Музеи площади Искусств представили ценные выставки. В Русском музее большое внимание привлекла выставка "Дягилев. Начало", посвящённая 100-летию "Русских сезонов" в Париже, а также выставки "Вокруг света с мольбертом" и "Вера Мухина" о творчестве знаменитого скульптура. Российский этнографический музей представил выставку "Ночь перед Рождеством" (Юбилейная выставка глазами Гоголя), а также выставку "Золотое шитьё и серебряная чернь" из Особой кладовой музея.
В честь Десятого юбилейного фестиваля Филармонии был подарен новый рояль фирмы "STEIWAY", который преподнесли Андрей Владимирович Чеглаков, Раиса Изгиевна Амирова и фонд "Нева".
В преддверии фестиваля его партнёр "Grand Hotel Europe" был признан "лучшим отелем класса "люкс" в мире", согласно классификации международной организации "World Travel Awards".
Сегодня блистательная музыкально-живописная мозаика фестиваля стала достоянием истории искусства Петербурга и открыла новые горизонты для будущего.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров