- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  "БРИЛЛИАНТ" КИРОВСКОГО БАЛЕТА  
 
 

(автор Дмитрий Ягодкин)

Для тех знатоков хореографического искусства, которые ценят, в первую очередь школу, академическую манеру и чистоту стиля, танец её всегда являлся, и будет являться истинным воплощением старого петербургского балета.
От балерин, танцевавших партию Авроры на Кировской сцене параллельно с ней, Аврору Кургапкиной отличали, прежде всего, более мягкие, более "старинные", более женственные руки. Трактовка Нинель Кургапкиной уводила нас к эстетическим нормам старых петербургских традиций. Своим изящным как на старинных фотографиях изломом кистей балерина словно бы напоминала о том, что Кировский театр - бывший Императорский Мариинский. К тому же танец Кургапкиной был напрочь лишен какой бы то ни было сухости. Пожалуй, никому из исполнительниц Авроры в равной мере как ей (оставляя за скобками одну лишь Марину Семёнову) не удавалось пластическими средствами вскрыть русскую сущность музыки этого балета.
Свою жизнь танцовщицы Кургапкина начала с... последней линии кордебалета. "Жажда танцевать, вернее её органическая потребность танца, была столь велика, что нередко во время спектакля за кулисами, можно было видеть Нинель Кургапкину танцующей подряд все вариации, которые исполнялись в этот момент солистами на сцене", - писала о ней коллега по труппе. Так продолжалось четыре сезона. Как бы сложилась её судьба в Театре имени Кирова, сказать трудно.
Но вот в театре был назначен новый художественным руководитель балета, и в скором времени Кургапкина получила свою первую балеринскую роль, роль Жанны в спектакле "Пламя Парижа". Успех оказался столь значительным, что было совершенно непонятно, как столь крупное артистическое дарование могли "не видеть" раньше. "Рост этой молодой классической танцовщицы, искусственно задержанный во все её первые годы работы в театре, стал сейчас исключительно бурным. Каждое её выступление в новой партии подкрепляет уверенность в том, что мы имеем в нашей труппе в её лице первоклассную солистку, оснащенную не только сильной технической подготовленностью, но и всеми необходимыми для этого разносторонними данными, помогающими ей встать в ряды первых", - писал о ней М. М. Михайлов.
Теперь в балете как-то совсем стали забывать о таком понятии как женственность. Нинель Кургапкиной не теряла женственности никогда, даже в такой партии как Китри. Особенно изящно выходила у неё картина сна.
Сейчас почему-то стали совершенно забывать о таком понятии как танцевальность, собственно говоря, о том, ради чего, наше искусство и существует. Нинель Кургапкина, всякий раз выходя на сцену, буквально упивалась танцем, по-русски упивалась.
Партия Ширин никогда не упоминалась в числе её лучших. Но рост в этой роли от спектакля к спектаклю происходил буквально на глазах очевидцев. В конечном итоге она превратилась в восхитительную Ширин, у неё были прекрасные adagio с Ферхадом, в этой партии она показала, что может невероятно освоить их и придать танцу необычайную кантилену.
Особое место в творчестве балерины занимала русская тема. Русские партии ей вообще шли необычайно. Такова была Параша в "Медном всаднике". Даже в партии Жизели, в общем-то, не очень ей подходившей, Нинель Кургапкина раскрывала черты необычайно русские, задушевные, искренние и глубокие во всех своих проявлениях.
Одной из лучших в репертуаре артистки была балеринская партия в спектакле "Конёк-Горбунок" А. Сен-Леона. Балет этот вообще явился по сути своеобразной лейттемой творчества балерины. "Танцует классический танец, а с ней приобщается к танцу и вся исконная Россия", - писал когда-то Аким Волынский о Екатерине Гельцер. И еще о ней же: "Такой русской балерины в Ленинграде не имеется. И как она была бы тут нужна!" Сие сказанное можно было бы с полным основанием отнести и на счет Кургапкиной. Задушевности и сердечности в её танце могли бы поучиться многие нынешние балерины. "Русскую" в балете "Конёк-Горбунок" танцевали многие великие балерины. Но среди них Кургапкина, наверное, самая русская (за исключением лишь Семёновой). Судить мы можем по сохранившейся видеозаписи. Кургапкина танцует этот номер изумительно. Сколько у неё там нюансов в наклонах головы, в игре плечиков, во взглядах. Б. Асафьев, описывая когда-то балерину Мариинского театра Е. Смирнову в партии Одетты, отмечал в ней "прелесть царевны-лебёдушки русских сказок". Вот такую же "прелесть царевны-лебёдушки русских сказок" можно углядеть и в записи Кургапкиной.
Теперь часто звучит фраза "Бриллианты мирового балета". Не всегда обоснованно. Кургапкина была подлинным бриллиантом Кировского балета. Недаром одной из лучших её партий была также и Фея Бриллиантов в балете "Спящая красавица".
Среди имён прославленных балерин Мариинского-Кировского балета имя Кургапкиной, как правило, вспоминают не первым. Гораздо чаще звучат имена Ирины Колпаковой, Аллы Сизовой, Натальи Макаровой. Теперь вот и рейтинг тех, с кем Кургапкина работала как репетитор превзошел её славу. А между тем её интерпретации балеринских партий и сегодня остаются непревзойдёнными.
Глядя на показы Кургапкиной всегда хотелось вскликнуть: вот она, школа Дома Петипа!

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров