|
|
Балет "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева - О.Виноградова
вновь на сцене Михайловского театра, где он когда-то жил долгой
и успешной жизнью. Но спектакль не просто вернулся. Сегодня на этой
сцене уже другой спектакль, изменившийся, поскольку изменился и
его автор, прошедший за эти годы большой отрезок сложного жизненного
пути. И все прожитое и пережитое естественно привнесло свои изменения
в спектакль, который живет с Олегом Виноградовым с его хореографической
молодости. Он был создан на сцене Большого театра Сибири в Новосибирске
еще только начинающим балетмейстером Олегом Виноградовым, сразу
заявившим о своем большом таланте. В этом же спектакле юный Никита
Долгушин блистательно исполнил роль Ромео, и в персонаже далеких
времен увидел черты современного человека. В этом была новизна,
было психологическое и хореографическое новаторство. Новое произведение
вызвало восторженные отзывы критики.
Далее спектакль успешно прошел по сценам разных стран мира. Он жил
и видоизменялся вместе с его автором, взрослел, "набирался"
жизненного опыта, отражавшегося в сценической жизни персонажей.
И вот сегодня он пришел снова, и многое рассказал в изменившейся
ауре нового времени. Безусловно, он с тревожным интересом ждет,
как его воспримет это новое время, новые поколения зрителей, а впрочем,
и те, кто помнит прежний спектакль. Никто не станет спорить, что
знаменитая трагедия Шекспира уже обречена на вечную жизнь и за время
своего существования обрела многообразные формы жизни в различных
видах искусства, в том числе и в балете. Знаменитая партитура Сергея
Прокофьева в свою очередь нашла многократное сценическое воплощение
у многих талантливых хореографов.
В сценическом облике спектакля Олега Виноградова у знаменитого сюжета
присутствуют и время его создания, и сегодняшний день. Века прошли,
но не исчез он бесследно, и всегда дают знать о себе в современной
жизни. Зрительный образ спектакля (прекрасная работа художника Семена
Пастуха и художника по костюмам Галины Соловьевой) представляет
условный живописный образ архитектуры Возрождения - красивая ярусная
аркада. Это образ старого города, за старинными фасадами которого
прошла жизнь многих поколений, оставив там свой след. И эти поколения
умозрительно присутствуют и сегодня, включая персонажи-маски, вечный
образ театра и карнавала. Вращаются витки жизни, увлекая за собой
и поколения. При открытии занавеса персонажи замерли, остановленные
в стоп-кадре. Затем, разбуженные звуками музыки, они повели пластическое
повествование о своей жизни. Движущаяся фреска распределилась по
всем этажам аркады, услаждая глаз изысканными цветовыми пятнами
костюмов, где особое внимание привлекали синие и темно-красные тона,
характерные для живописцев Возрождения с богатой позолотой, тоже
символом и стилем эпохи. Ожившие персонажи сразу напомнили о переживших
века сложных взаимоотношений двух семей: Монтекки и Капулетти. Цветовые
группы персонажей, одетые в светлые и темные вспоминают о старом
конфликте. В живописном танце-сражении виртуозно сверкает оружие,
сражаются все, и гротескная Смерть гуляет в облике жутковатой потусторонней
невесты, извечно нареченной юношам, исповедующим вражду. Она сама
подает им шпаги и отмечает падающие друг за другом жертвы. Бросая
взгляд в сторону юных, но уже обреченных Ромео и Джульетту, она
как бы исподтишка, но уверенно возникает на их пути.
Олег Виноградов, создавая спектакль в классических традициях, выстраивает
ярко театральную, интересную хореографическую режиссуру. В верхних
ярусах аркады персонажи движутся в манере плавной, чуть замедленной
съемки, которая иногда акцентируется аккордами-стоп-кадрами, усиливающими
живописность сквозного пластического действия и его музыкальную
ритмичность. Виртуозно разработана и драматургия быстро развивающихся
чувств главных персонажей. Особый аромат придает спектаклю живописное
освещение - неяркий, приглушенный свет, идущий из глубины веков
в сегодняшний день. Подвижность декораций позволяет создать непрерывный
монтаж спектакля, превращая площадь в интерьер церкви, изысканной
спальни под белым шелковым балдахином, склепа или многоярусной жизни
города. Кажется, что прямо в воздухе висят изящные канделябры с
колышущимся пламенем свечей, которые перекликаются с далеким звездным
небом, символом вечности над мирской суетой, погрязшей в распрях
и интригах, откуда юные Ромео и Джульетта уходят в смерть, спасшую
их любовь. Главные герои на протяжении всего спектакля одеты в белые
костюмы, символ невинности и света.
Хореография спектакля создана на основе классического танца с развернутыми
монологами и дуэтами, но классический танец обогащен элементами
современной пластики и сложными акробатическими поддержками. "Все
течет, все меняется", все живет и развивается. Финал спектакля
венчает изысканная скульптурная группа из прекрасных тел умерших
юных героев, повенчанных любовью в вечности.
Спектакль превосходно отрепетирован. Много хороших слов хочется
сказать обо всех артистах, выделив прежде всего исполнителей ролей
Ромео и Джульетты - лауреата международного конкурса Сергея Чудина
и Сабину Яппарову.
|
|