|
|
Старый Петербургский Императорский театр на
площади Искусств после долгих перипетий вновь обрел свое первоначальное
имя "Михайловский" и начал новый сезон в прекрасно отреставрированном
и отремонтированном здании. "Жизель, или вилисы" - первая
балетная премьера сезона.
Этот любимый многими старинный романтический балет как бы воскрес
в своей первозданной красоте. Постановщик спектакля - выдающийся
танцовщик и хореограф Никита Долгушин, проживавший внутри этого
балета и рядом с ним большую творческую жизнь, поставил своей целью
- пробудить его задремавшую было Душу от сценического тлена. И Душа
начала просыпаться… Спектакль стал истинной премьерой.
К счастью, со времен Теофиля Готье, Жюля Перро и Карлотты Гризи,
для которой и была поставлена "Жизель", сохранился сценарий
Т. Готье, а также гравюры и рисунки, воспроизводящие дизайн и украшение
костюмов. Все это и позволило приблизить спектакль к эпохе его появления
на свет и создать в нем ауру далеких романтических времен.
Замечательный знаток балетной старины Н. Долгушин своим "снайперским"
глазом умеет "видеть в движении" жесты и позы танцовщиков
на старинных гравюрах и воссоздать запечатленный на них стиль в
пластике танцовщиков современных. И как ни парадоксально, а именно
приближение к старине вдохнуло в спектакль свежее дыхание, и он
засверкал яркими живыми красками. Тщательно выверенные и очищенные
от наносной хореографической пыли мизансцены и пантомима, обрели
глубокое сочное дыхание. Четко отрепетированные ансамбли кордебалета,
вариации и дуэты (педагоги-репетиторы Алла Осипенко, Екатерина Павлова,
Регина Кузьмичева, Евгения Костылева, Ирина Иванова, Юрий Гумба)
радуют своей грамотностью, чистотой танца, благородной стилистикой
и изящным артистизмом. Всяческих похвал достойны декорации и костюмы
Вячеслава Окунева в тональности золотой осени и зрелого винограда.
Особо хотелось бы отметить изысканный костюм Жизели приятного синего
цвета, наподобие нежного лесного колокольчика. Как на иллюстрациях
старинных книг поэтично украшен цветами сельский домик Жизели, а
вдали на высокой скале видны контуры господского замка.
Элегантный пейзанский стиль первого акта во втором сменяется холодноватой
сумеречной романтикой давнего предания о вилисах… Скромная полевая
ромашка трансформируется в царственную ночную линию… Кладбище с
отдаленным видом камышовых зарослей и раскрывшимися чашами ненюфар
вызывает в памяти замечательные страницы Теофиля Готье, инициатора
создания балета "Жизель". Блуждающие огни и стелющийся
туман в романтическом освещении Михаила Меклера способствуют органичному
созданию таинственной атмосферы волшебного действа. Отлично сыгранный
оркестр под управлением Андрея Аниханова не просто аккомпанирует
танцовщикам, а является полноправным действующим "лицом"
единого ансамбля спектакля.
Исполнение солистов и кордебалета было четким и артистичным. Танцовщики
не допускают никакой неряшливости и относятся к выдающемуся произведению
с уважительным пиететом.
В премьере приняли участие звезды Мариинского театра Диана Вишнева
и Игорь Колб, а в последующих спектаклях все ведущие партии танцевали
талантливые солисты Михайловского театра. Но главным и самым важным
для успешной жизни балета в будущем, безусловно, остается безупречное
сочетание всех компонентов спектакля в целом и его гармоничный зрительный
и музыкальный образ.
|
|