|
|
Как говорится, пути Господни неисповедимы.
Неисповедимы и ведомые Господом пути художника. Кажется, что подчас
сама Судьба преднамеренно заставляет Мастера прожить все великое,
противоречивое разнообразие бытия, чтобы поведать потом о нем в
своем искусстве. Таковыми были и "этапы большого пути"
Олега Гуренкова, который еще "на заре туманной юности"
от свинцовых балтийских волн попал к самому синему морю. Уроженец
города Елгава на балтийском побережье, он вырос в солнечной Астрахани
на берегах Каспия, где и получил художественное образование. А для
совершенствования своего таланта юный художник прибыл в Петербург,
цитадель всех искусств, где обучался в Институте живописи, скульптуры
и архитектуры им. И.Репина под руководством Е.Моисеенко, Б.Угарова
и В.Загоника… Далее он, как говорится, отправился в "страну
обетованную" своей фантазии. Путешествуя по его фантасмагорическому
творчеству, вы можете увидеть "на неведомых дорожках следы
невиданных зверей" и чудо-птиц с дивным оперением. В колдовскую
Купальскую ночь он уведет вас с собой на поиски цветущего папоротника,
что цветет, как говорят, раз в году, да и то одно мгновенье. И чудо
свершится, он найдет его и силой чар своего таланта загипнотизирует
черных волков с огненными глазами, охранявших заветный "аленький
цветочек". И познает Художник тайны мироздания, поймет язык
растений, птиц и животных и отправится в "Божелесье" бродить
по таинственным тропам, встречаться запанибрата с лесными Богами
и Лешими из далекого языческого мира и убедится, что они никогда
и не покидали облюбованные в древности эти места обетованные. И
под чуть слышный звон колокольчиков белых ландышей, устилающих ковром
лесистую поляну, примет Волшебный Лес Мастера в свои объятия. Художник
прокатит вас по "Русским горкам" и приведет туда, "Где
заканчивается радуга", если вы не убоитесь увидеть оживших
чудищ…
Многофигурные композиции Гуренкова нужно разглядывать, усвоив его
"иероглифику", и тогда все детали одна за другой откроются
вашему пытливому взору. Главным интересом художника и темой его
творчества является богатый и разнообразный фольклор Древней Руси,
сюжеты древнеславянской мифологии. И вдохновленный Древней Русью,
он пытается творчески воссоздать быт давно минувших эпох через их
сказки, легенды, поверья, игрища, предания, языческие ритуалы. К
этим же источникам обращался в свое время и Игорь Стравинский, заставляя
звучать в своей "Весне священной" музыкальные сполохи
старинного фольклора.
Работы Гуренкова вызывают большой интерес структурой композиции
в целом, богатой красочной палитрой, часто неожиданным сочетанием
красок, тщательной проработкой деталей.
Формы окружающего нас Мира постоянно меняются, и современному человеку
не понятен смысл древних ритуалов, лежащих в сфере сакрального.
Но Гуренков чутко реагирует на жизнь этого Мира во времени и по
осколкам исчезнувших эпох воссоздает его. Но, он - не археолог,
он - художник, художник - волшебник, художник - фантаст, и его творчество
основывается на вере в чудеса. Поэтому в зыбкую канву древней культуры
он вплетает символы и образы своего воображения, равно, как и фантазии
на древние мотивы, увиденные во сне. В одном пространстве он совмещает
несовместимое, населяя его своим подсознательным толкованием древних
мифов. И, опираясь на свое мифологическое мышление, он создает картины,
являющие личное пространство его обитания, к которому нужно отыскать
скрытый в нем код. Сам же художник, проникший в тайный смысл бытия,
плетет из ему одному известных иероглифов замысловатые гирлянды.
Вообще, извивающаяся гирлянда - один из мотивов творческого метода
Гуренкова.
У его многоруких персонажей руки идут от тела как гибкие ветви от
дерева ("Золотая баба. Танец дождя"). На картине "Комоедица"
(Поклонение медведю) сказочные красавицы в красных одеяниях, напоминающих
всполохи огня и страсти, извиваясь в томных позах, обнимают огромного
медведя, выражая тем самым обряд поклонения хозяину леса. Птица-
Гамаюн, птица-Дева, с томным взгядом и когтистыми руками-лапами,
расположилась под радугой, поддерживаемой "языческими атлантами".
Фантастические древние Химеры сопровождают "Бегство Мары".
Настоящим шедевром может считаться картина "Кувшинка".
Поистине сказочная фантазия! Эта "льющаяся" Дева, владычица
священного источника, встает в свете Луны из водных глубин и ее
прекрасную голову наподобие короны венчает кувшинка.
|
|
Это Царевна-Кувшинка, "сестра"
врубелевской "Царевны-Лебеди", к которой, как к своей
желанной Леде, с двух сторон устремляются "маньеристские"
Лебеди.
А разве не помним мы в старых городах и весях по всей Руси удивительные
резные рисунки из дерева, наподобие старинных домотканых кружев,
которые украшали крыши, оконные рамы, дверные проемы, ворота, крылечки?
В этом же стиле сделаны и рамы картин Гуренкова.
При желании, в согласии с личным ощущением и воображением смотрящего,
в этой живописи можно узреть отдаленные мотивы Марка Шагала, Сальвадора
Дали, Пабло Пикассо, который тоже интересовался древними культурами.
|
|
Наша справка: Член Союза художников России
Олег Михайлович Гуренков родился в 1958 году. Живопись О.Гуренкова
неоднократно отмечалась дипломами на всесоюзных конкурсах изобразительного
искусства, заслужила почетную серебряную медаль на Выставке Достижений
Народного Хозяйства в Москве. Произведения О.Гуренкова находятся
в Королевской Академии Художеств в Лондоне, в Академии Художеств
Санкт-Петербурга, проданы на аукционе Cristie, а также находятся
в многочисленных частных коллекциях Германии, Швеции, Финляндии,
Голландии, Греции, Польши.
|
|